Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Жизнь памятью полна…

Прошедшее 8 марта оказалось холодным и туманным. А за день до него, Терскол был солнечным и абсолютно весенним. В гостинице «Чегет» было многолюдно и тепло, и волна эта душевного тепла и открытости, сопереживания трагедии выселения балкарского народа накрыла и объединила всех присутствующих там.

Разделить скорбь соседей приехала делегация Лескенского района. Она привезла небольшую, но очень информационно емкую и художественно яркую программу о событиях марта 1944 года и всех 13 лет изгнания балкарцев с родины. Эмоции наполнили зал, где исчезло понятие сцены. То была сама жизнь с жестокостью наветов и оскорблением человеческого достоинства, с подвигом воинов-балкарцев на фронтах Великой отечественной войны и самоотверженным трудом взрослых и детей на бескрайних просторах Казахстана и Средней Азии.

 Песня выселения в исполнении ансамбля «Ийнар» из Ташлы-Талы заставили учащенно биться сердца даже самых сдержанных на выражение чувств мужчин. Таких слез не следует стесняться, ибо идут они из сердцевины нашего «я», подтверждая, что человеческое в нас выше политики, выше национального или конфессионального деления.

Репрессированной поэт Анатолий Жигулин призывал «не бояться памяти тех не очень далеких лет, где затеян по снежной замяти нашей юности горький след». В зале гостиницы «Чегет» сидели люди, чье детство и юность были отняты решением сталинского высшего руководства, их дети и внуки, а правнуки «спецпереселенцев», ученики Верхнебалкарской школы, рассказывали о черекской трагедии осени 1942 года, когда части НКВД сожгли аул Сауту, Нижний Чегет, расстреляли жителей поселка Глашево. Дети рассказывали и плакали, пели и плакали. А какая душа способна остаться равнодушной к такому зверству?..

И как-то незаметна была разница в подходах и изложению темы между двумя коллективами, различались они лишь едва уловимым в речи кабардинским или балкарским акцентом.

Кому- то покажется рядовым и имеющим одноразовую ценность событие, имевшее место 7 марта. По моему же разумению, оно стало знаковым, символизирующим готовность людей не ожидать указаний сверху, а самим строить взаимоотношения между народами. Не ждать, пока лидеры национальных движений обсудят все спорные вопросы и проблемы, имевшие место в прошлом и перешедшие в современность, а самим строить взаимоотношения между народами.

На всех собраниях и во всех кулуарных беседах постоянно обсуждается отсутствие у России национальной политики.Однако же нам никто не запрещает строить ее в соответствии, например, с нормами тех самых оплеванных нами советских времен, когда все мы были жителями единой страны. Мы порядком устали от недоверия и отчуждения, ограничившись рамками национальных квартир. Перестали «глотать» демагогические или спекулятивные заявления самых различных политиков, порой напрямую пытающихся столкнуть народы. Все чаще и смелее звучат голоса тех, кто разделяет в своем сознании и житейском опыте понятия политик и гражданин, интересы первых могут не совпасть никогда, а у гражданского общества точек соприкосновения и возможностей договориться гораздо больше. В гражданском варианте на первом месте стоит человек, его права и его жизнь. По прошлогодним социологическим опросам более половины респондентов требуют, чтобы власть заботилась о них и была при этом справедливой. И только для семи (! ) процентов опрошенных важны демократичность самой власти, ее эффективность и дальновидность.

Между тем именно отсутствием подлинной демократии объясняются многие больные проблемы страны. А ее нет, потому что отсутствует национальное единство. И это обстоятельство подтвердит любой объективный политолог.

Латентная напряженность в национальных отношениях существует и отрицать ее – значит, загонять еще глубже. А люди, собравшиеся в Приэльбрусье, продемонстрировали не только уважительное отношение к народной трагедии балкарцев, не только по всем национальным традициям помянули погибших в те годы и ушедших совсем недавно, не только беспокоились о не допущении впредь античеловечных акций, но проявили готовность вернуть былую дружбу народов. Вернуть как самое необходимое и заветное, выстраивая ее на началах уважения к прошлому и настоящему друг друга.

Разными были выступления Мухадина-хаджи Циканова, старейшины балкарского народа, Назира-хаджи Ахматова, заместителя муфтия Ставропольского края, Нурутдина Чичханова, члена турецкой делегации, Доти Бажева, заместителя главы Лескенского муниципального района, Бахаутдина Этезова, члена Совета старейшин балкарского народа, Халимат Карчаевой, директора Верхнебалкарской школы, Мулида Шагирова, старейшины селения Анзорей,  Хатахшоко Бижоева, уроженца Лескенского района, живущего ныне в Тырныаузе, Али Мамаева, журналиста, Аслана Малкарова, главы местной администрации Эльбрусского муниципального района, Абдуллаха Бегиева, поэта, Узеира Курданова, главы сельского поселения Эльбрус… Разными, как все мы. Сдержанными и страстными, аналитическими и митинговыми. Благодарными друг другу за шаги навстречу. А тхамада общественной организации "Адыгэ хасэ" Эльбрусского района  Муаед  Азубеков подарил  лескенцам  томики стихов Керима Отарова, переведенные на кабардинский язык талантливым пером Афлика Оразаева. 

Но больше всех были счастливы дети, которые пообщались со сверстниками, в том числе кадетами из Майского района, которые несли почетную вахту у знамен России и Кабардино- Балкарии.

На этом можно было бы и закончить. Но обязательно надо вспомнить, что 21 мая 2013 года делегация Приэльбрусья приехала в селение Анзорей, чтобы вместе с его жителями отметить траурную дату окончания Кавказской войны. Попали они туда не случайно, а были приглашены сенатором Альбертом Кажаровым (ныне покойным), который узнал, что в поселке Эльбрус уже не первый год проводятся мероприятия, приуроченные к  тем драматический событиям. Как свидетель могу сказать, что выступление эльбрусских школьников приятно поразило анзорейцев, так объемно и подробно, привлекая документы, художественную литературу, рисунки и картины знаменитых художников раскрыли ребята сложнейшую тему. За поминальным столом знакомились, удивлялись и приглашали друг друга в гости. Вот так все и сложилось, что ответный визит  лескенцев выпал тоже на скорбную дату.

Люди разделили боль друг друга, а на очереди и радостные события. Когда-нибудь, быть может, мы сможем сказать, как переживший ад сталинских лагерей уже цитировавшийся поэт Анатолий Жигулин о том, что «жизнь очищена от боли. И только памятью полна».

Мария Котлярова,

член Общественной палаты КБР

Обновлено 23.07.2016 10:31  


if (!isset($_SERVER['REQUEST_URI']) || ltrim($_SERVER['REQUEST_URI'],'/') === '') { print '
moving van line in San Diego
';